Водяные панели лучистого отопления "Теплопанель", комнатные рекуператоры, кондиционеры Coolerado, тепловые насосы,  технологии строительства и энергосбережения

     
Пока другие говорят, мы внедряем современные технологии...  

Валерий Майсоценко: "безумные" идеи и реальные успехи"


Давид Генис

Аннотация:
Нестандартные идеи и изобретения проф. Майсоценко в области термодинамики. 


О докторе технических наук, профессоре Валерии Майсоценко, начиная с мая 2006 года, я написал уже три статьи в газете "Горизонт" (штат Колорадо, США). Все они об одном - о таланте ученого, о его неординарных идеях и, наконец, о первых фантастических результатах их реального технического исполнения. 
   
Я решил их все объединить в хронологическом порядке под одним заголовком. При этом я сделал вставки других авторов, также посвященные работам Валерия Майсоценко. 
   

Профессор Майсоценко: энергию можно получить из ...воздуха (Газета "Горизонт", Денвер,   18, май 2006)   

"Нет никакого сомнения, что перед нами безумная теория. Вопрос состоит в том, достаточно ли она безумна, чтобы быть правильной". (Нильс Бор, физик, Нобелевский лауреат). 
   
"Наука... должна выдвигать "безумные", т.е. радикально отказывающиеся от традиционных взглядов и потому весьма парадоксальных, идеи" (Б.Г.Кузнецов, "Эйнштейн", М., "Наука", 1962). 
   

Не так часто есть возможность рассказывать о людях, которые состоялись в бывшем Союзе и здесь, в США. Об одном из них, теперь нашем земляке, жителе Денвера, с удовольствием поведаю. Всё, что выпало и все еще "выпадает" на творческую голову Валерия Майсоценко, доктора технических наук, профессора, автора около двухсот авторских  свидетельств (бывшего СССР) и около двадцати патентов (США), "ни пером описать, ни в сказке сказать". Необычным научным идеям редко когда сразу удается сломать устоявшиеся традиции и догмы. Приведенные выше слова Нильса Бора, создателя атомной физики, были сказаны при обсуждении единой теории элементарных частиц Гейзенберга, ныне известной каждому студенту физико-технических вузов. 
   
В. Майсоценко пять лет назад, объясняя свою концепцию в термодинамике и демонстрируя созданную на ее основе действующую модель кондиционера американцу, нобелевскому лауреату в области термодинамики, услышал недоуменный вопрос: "Как это вы получаете энергию из воздуха? Я вижу, но я не понял!". 
   
Что же тогда сказать об "обычных" специалистах, работающих в сфере науки или производства в той же области? Их когда-то учили в вузах законам термодинамики, лежащей в основе всех энергетических процессов, которые и остаются для них основным маяком в их работе в науке, бизнесе, преподавании. 
   
Идеи Майсоценко, на первый взгляд, кажутся настолько простыми и в то же время невероятными, что сразу же вызывают неприятие по принципу: "этого не может быть, потому что это быть не может". Великий физик-изобретатель Тесла предсказал в конце ХIX века: "В воздухе разлито столько энергии, что, я думаю, наступит время, когда человечество научится эту энергию брать". 
   
Да, наш земляк создал концепцию, технологические и конструкторские разработки и обосновал новый, революционный, шаг в науке и технике - он научился добывать энергию из...воздуха: "Хочу подчеркнуть, - сказал он во время своего выступления на заседании Ассоциации ученых, специалистов и творческой интеллигенции (АУСТИ) 5 апреля, - когда я говорю об энергии воздуха, речь не идет о ветровой энергии. Речь абсолютно о другом потенциале, о т.н. психрометрической энергии"
   
"Что это такое? Вы выходите из моря на берег, и воздух кажется прохладным, хотя температура его не изменилась за время вашего купания. Почему? Влажное  покрытие тела испаряется, отбирая тепло, что и вызывает эффект охлаждения. Возникает т.н. психрометрическая разница температур (психро-, от греч. холод плюс метр, измерение). Современные системы охлаждения, увлажнители, кондиционеры используют этот же процесс охлаждения за счет испаряющейся воды". 
   
Надо сказать об одной тонкости. В термодинамике есть понятие разности температуры, которую показывают сухой и влажный термометры. Чем воздух более сухой, тем интенсивнее идет испарение воды с влажного ртутного шарика термометра, а, значит, тем больше его показания будут отличаться от сухого градусника. Вот эта разница и показывает потенциал энергии атмосферного воздуха в данный момент. Так вот, закон термодинамики говорит, что температура влажного термометра, это идеал, максимально достижимая точка охлаждения. "Но разность потенциалов в этих случаях всё же исключительно мала. Поэтому преобразование ее в другие виды энергии связано с большими потерями и затратами. Вот почему в настоящее время это явление традиционно используется в основном для систем увлажнения и очень дешевых охладителей типа вентиляторов". Об этом знают все специалисты. 
   
И тут появляется Майсоценко со своей концепцией. Кстати, запатентованной в США и других странах как "М-цикл" (расшифрую: это - цикл Майсоценко, Maisotsenko Cycle). Поисковая система GOOGLE.com открыла мне на английском языке более 18 тысяч публикаций на это понятие. Да и все патенты касаются широкого диапазона низкотемпературных и энергетических технологий, а также опреснения воды. 
   
Автор доказал, что, не нарушая законы термодинамики, можно существенно расширить предел влажного термометра, что неожиданно дает серьезный энергоресурс для многих областей техники (кондиционирование, опреснение морской воды и очистка грязной воды до требований питьевой, двигатели автомобилей, электростанции и т.д.). Этот новый для науки и техники испарительно-охлаждающий цикл способен охлаждать любую жидкость или воздух, не используя традиционные методы охлаждения и энергозатрат. 
   


***

Идее М-цикла уже больше тридцати лет. Его принципиальные основы содержатся в докторской диссертации, защищенной Валерием в 1988 г. еще в СССР. Толчком к  появлению идеи было то, что казалось ему режущим глаза: холодильные машины одного и того же типа обслуживали и системы кондиционирования, и системы замораживания, и еще другие низкотемпературные технологии. 

И как вы думаете, какую реакцию он мог встретить? Да, вы догадливы. Со слов нашего рассказчика, она выражалась примерно так: "Это же бред! Это - против законов термодинамики!". Пробовал он написать президенту страны. Получил ответ, который у себя дома для вдохновения повесил в рамочке на стену. Ответ гласил, что его идея и предложения абсолютно нереальны, не могут быть предметом обсуждения, и ему рекомендуется больше никого своими идеями не беспокоить. 
   
Подобная "встреча" необычной идеи сама по себе необычна по двум странностям. С одной стороны - ныне много говорят о возобновляемых источниках энергии, об острой необходимости уменьшении загрязнения окружающей среды. С другой, автор обращается не с "голыми" руками: его тыл - это более двухсот авторских свидетельств и патентов на эту тему, в т.ч. в США и промышленно развитых странах, у него - действующая модель аппарата, как раз использующая энергетический ресурс атмосферного воздуха, масса публикаций в интернете. Но ни дискуссий, ни встреч, ни обсуждений. Молчание. Что это - непонимание, менталитет, боязнь странной идеи или конкуренции? 
   
По моей просьбе, С. Дукаревич так прокомментировал такое странное неприятие: 
"Цикл Майсоценко настолько выходит за рамки традиционных термодинамических представлений, что иногда воспринимается в качестве обоснования вечного двигателя. Что, конечно же, невозможно. Отсюда первоначальное отторжение практически всеми профессионалами. И только часть из них начинает задумываться над истоками, и только после демонстрации образца, как это, кстати, и было на заседании нашей АУСТИ. Достигаемый в нем перепад температур проигнорировать уже нельзя"
   
  
...Майсоценко демонстрировал собравшимся членам Ассоциации ученых и специалистов (АУСТИ) опытный кондиционер, созданный "своими руками" на принципе М-цикла. Для большего эффекта перед вентилятором был поставлен нагреватель. На термометре - температура воздуха на входе - 65 градусов по Цельсию. На выходе же дует холодный сухой воздух, температура - 12 градусов. Эффект разительный. Кондиционер без фреона, без компрессора, как же тут не подумать: что-то меня тут дурят, наверное. Стоит просто коробка, внутри только масса каких-то листов с пластиковыми наклейками. И вентилятор, который гонит наружный воздух через этот странный кондиционер. 
   
Другими словами - все энергозатраты - только на вентилятор (!-ред.) (нагреватель поставили просто для нас, а так он не нужен). Но мы же знаем, насколько кондиционеры энергоёмки и сколько приходится платить за расход электричества. За счет чего же происходит охлаждение воздуха? Мистика? Нет, это работает концепция М-цикла, заложенная в конструкцию аппарата, забирая энергию на охлаждение у того же воздуха, который прогоняется через кондиционер. Для Майсоценко всё понятно, для остальных.... 
   
"На сегодня, - говорит автор, - лучшие кондиционеры имеют показатель эффективности где-то 12, а у нашего - 58-60, причем уже есть возможность увеличить его до 80. Мы знаем, что делать дальше, и думаю, года через три достигнем показателя, равного в пределах 120". 
   
"Мало того, производство холода здесь так дешево, что наши системы используют 100% свежего воздуха. Традиционные же кондиционеры используют до 85% рециркуляционного воздуха, т.е. гоняют один и тот же воздух вместе с пылью и микробами. Причина - необходимость экономии энергии. Вот, например, в госпиталях вынуждены проводить забор только свежего (наружного) воздуха во избежание внутрибольничных инфекций, но зато здесь и затраты громадные. Кто за это платит? Да мы с вами". 
   

Рассказчик говорит еще об одной особенности авторского кондиционера. Это единственная в мире холодильная система, у которой с повышением температуры наружного воздуха холодопроизводительность не только не снижается, но остается на том же уровне или даже возрастает, т.е. чем на улице жарче, тем холоднее воздух выдает кондиционер. Почему так получается, как это понять? Но в этом "парадоксе" тоже проявляется эффект новой технологии, основанной на совершенно новой концепции М-цикла. 
   


Сразу оговорюсь - это не рекламная статья. Группа энтузиастов из пяти человек, научным руководителем которой является Майсоценко, не занимается производством. И показывали нам лабораторную, демонстрационную модель. 


   
"Здесь вложена не только новая концепция М-цикла (суть и детали ее запатентованы и разглашению не подлежат), но и новая концепция теплопередачи. Здесь заложено много наших новых идей. Конструкция даже не из металла. О ее простоте уже говорилось, многих традиционных деталей обычных кондиционеров тут не имеется. За счет этого наше изделие дешевое, потребляет в 5-8 раз меньше электроэнергии, легкое по весу и монтажу". 
   
Как объясняет нам Майсоценко, показанная им модель (концепция М-цикла) позволяет опреснять морскую воду. Процесс вроде бы обычный: сначала вода испаряется, а затем из насыщенного парами воды воздуха выпадает конденсат, т.е уже чистая вода. Но работает здесь опять же энергия воздуха, а наши затраты только на вентилятор. Конечно, эта система для промышленного использования будет намного сложнее, но расходы все равно будут неизмеримо меньше, чем на действующих опреснительных станциях. 
   
"С моей точки зрения сегодняшний автомобиль, по сравнению с реактивным самолетом, это даже не телега. 70% энергии двигателя уходит впустую. Да еще во вред нашему здоровью загрязняет воздух продуктами сгорания топлива. Сегодня крик моды - электромобиль. Это гибрид - автомобиль с двумя двигателями, бензиновым и электрическим. Да, он экономит до 12% топлива, но за дополнительное оборудование и усложнение эксплуатации тоже еще платить надо. Пока они в ближайшем будущем не смогут заменить обычные машины. На основе нашей технологии М-цикла мы могли бы увеличить экологическую чистоту и эффективность электромобиля более чем в два раза". 
   
Ведутся сейчас разговоры о водородном топливе, но все считают, что машины на этом топливе могут стать реальностью лет через двадцать пять. 
   
Вернусь к тепловым автомобилям на бензиновом топливе. По словам Майсоценко, здесь важен т.н. цикл Карно, по современным понятиям наиболее идеальный цикл, который служит маяком для всех сравнительных анализов. В соответствии с современной термодинамикой его эффективность не может превысить 62,5%. И вновь наш герой не в "колее": "Наш М-цикл, вносящий в процесс горения энергию атмосферного воздуха, может достичь большей эффективности, чем цикл Карно. И все это опять же не вопреки законам термодинамики, с этим и здесь всё в порядке". 
   
Понятно, в газетной статье нет возможности объяснять технологию и детали процесса. Два часа потратил Валерий, чтобы в какой-то мере объяснить и рассказать нам о своих идеях и конструкциях. Поверим докладчику - в показанном аппарате одновременно получается два продукта - поток холодного воздуха повышает производительность компрессора двигателя, а получаемый теплый влажный воздух, поступая в камеры сгорания двигателя, улучшает полноту сгорания топлива. 
   
Это уменьшает в десятки раз загрязнение окружающей среды, повышает работу (мощность) двигателя и уменьшает примерно в два раза расход топлива. "И это данные не мои, - говорит Майсоценко, - эти данные существуют, просто до сих пор никто не смог достигнуть этого уровня". Он уверен - технологические изменения на основе М-цикла реальны и для авиационных двигателей. Дело за малым. Идею надо "одеть" в металл, иначе ее реальность не доказать. Нужны большие деньги... 
   


***

Что же поддерживает ученого, идеи которого столь "непробиваемы"? "Я уехал из Одессы в 1992 году. Там вообще было бы не о чем говорить. Я счастлив, что я в Америке, хоть вначале самым трудным здесь был языковый барьер. Частный бизнес здесь - это возможный выход, и я не теряю надежду на его поддержку. Меня потрясла и поддержала книга известного американца "Путь наверх". Он профессор университета, родился в США, имел обширные связи, но потратил 12 лет на хождение по различным компаниям, чтобы начать реализацию лазерной технологии. Ему говорили - это нонсенс. Но сегодня без лазерной технологии мы даже представить свою жизнь не можем. Преодолеть психологический барьер, внедрить совершенно новые концепции, что грозит сменой уже налаженного производства, очень сложно. Его опыт поддерживает и меня. Все наши идеи доказаны, запатентованы, опробованы в ряде стран и оказались наилучшими. Значит, никуда не денутся" 
   
Но дело в том, что у Майсоценко не только идеи. Лицензию на производство кондиционеров уже купила компания Delphi Corp., мировой лидер в технологии воздушных кондиционеров, и на одном из заводов вскоре начнется их выпуск на основе уникального тепломассообменника Майсоценко. Это уже успех, М-цикл шагнул в реальную жизнь. Когда увидят идеи в металле и в действии, вот тогда, думаю, произойдут и сдвиги в отношении к непонятным идеям "странного русского ученого". 


***   

Добавлю еще вот что. Департамент энергии США (The U.S. Department of Energy) тестировал кондиционер и определил, что их энергетическая эффективность (energy efficienty ratios) в пять раз больше, чем у лучших традиционных охладителей воздуха или воды. И еще очень важное событие: международный журнал Research & Development ежегодно присуждает награды и премии за лучшие 100 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (технологий) в мире во всех областях знаний. В области кондиционирования и низкотемпературной технологии в целом единственной работой, отмеченной этой престижной наградой был в 2004 г. кондиционер на основе М-цикла, имеющий самые эффективные показатели по сравнению со всеми, до сих пор созданными. Вот так. Плохо работать не умеем! 
   
Майсоценко: "Я встретил тут замечательных талантливых ребят-американцев. Нас пятеро. Никто не дал нам ни цента. Они продали свои бизнесы, и эти деньги дали нам возможность реализовать наш первый шаг. Мы сами создали поточную линию, и после испытаний наших кондиционеров в нескольких странах (Япония, Италия, Греция, Австралия), вместе с лицензией, патентом и технологией продали одному из бизнесов. Я лично бизнесом не занимаюсь, на мне - вопросы технологии, идеи, масса вещей - аэродинамических, гидравлических, термодинамических, теплопередачи и т.д. Подчеркиваю еще раз, ни одного закона термодинамики я не нарушаю. Просто другой взгляд. Термодинамика себя не исчерпала, и наш труд этому доказательство. Это - другое видение термодинамики". 
  
 
Вот как резюмировал заседание АУСТИ её руководитель, член-корреспондент Международной Академии Холода (ВАХ), кандидат технических наук Семен Дукаревич (привожу в сокращении): 

"Сейчас речь о расширении бурения и добычи нефти в США, исследований по водороду, расширении использования солнечной и ветровой энергии, т.е. все это т.н. "экспансия вширь". Другое направление, которым ярче всех занимается Майсоценко, это фактически энергосберегающая стратегия. Валерий выступал уже много раз в американских аудиториях. Речь о том, что период стагнации в термодинамике фактически кончился, пакет изобретений Майсоценко позволяет решить широкий круг вопросов. В термодинамике осуществлен колоссальный скачок. М-цикл стал основой для коренных совершенствований в холодильной и энергетической технике. Именно этот цикл и является революционным шагом в широком диапазоне науки и техники. 
   
Это не значит, что он что-то перевернул. Но почему его работы пока еще так трудно воспринимают? Студентов учили и учат, что ниже показания влажного термометра температура охлаждения быть не может. Майсоценко доказывает - может! Это не переворот, это - глубинное совершенствование термодинамических принципов. И в этом его колоссальная заслуга. Создан новый цикл, который ложится в основу кондиционирования, энергетики, опреснения воды. Речь о пионерском достижении воспитанника Одесской термодинамической школы, которая в СССР была бесспорно первой. 
   
У Валерия был здесь исключительно тяжелый момент, обманывали и наши, и американцы. Было и противодействие людей, которые не верили и не хотели верить. Это потому, что человека, которого учили классическим основам термодинамики, на старости лет заставляют по-другому посмотреть на них, это означает все равно, что ему выйти на улицу и вместо правой стороны поехать по левой. Он этого понять не может. Психологически это не воспринимается. 
   
Я хочу сказать, что Валерию попались замечательные американские специалисты, которые внесли колоссальный технологический вклад. То, о чем сейчас Валерий рассказывал, за этим стоят годы работы нескольких человек, исключительно талантливых. Они делают все своими руками. На наших глазах эти несколько человек делают революцию в энергетике и низкотемпературной технологии". 
   

  Мой очерк о Валерии Майсоценко получился, возможно, более техничным, чем 
   лиричным. Но это рассказ о специалисте высшего класса, генераторе идей, 
   способных внести коренные изменения в технику завтрашнего дня и, фактически, 
   в нашу жизнь. Не буду повторяться, о чем речь. Этот человек выкладывался, 
   работая "там", и выкладывается, работая творчески уже много лет здесь, в США. 
   О многом в данном очерке рассказать не пришлось, надеюсь, что мне удастся еще 
   вернуться к идеям и достижениям здесь, в Америке, нашего земляка Валерия Майсоценко. 

   Давид Генис, Член АУСТИ 



***
   
   Дополнение 1: В "Горизонте",  37, (6) октябрь 2006:
сообщается, что охладитель Coolerado Cooler удостоен высшей награды ежегодного конкурса 2006 Parade of Homes - The Built Green Colorado Award of Excellence - за энергетическую эффективность. Этот же охладитель получил второе место в разряде наиболее новаторских решений для дома, который представлен на этой выставке под названием "Силовой Дом". Для охлаждения дома площадью 1,200 sq.f. потребовалось лишь 1200 ватт. В этом охладителе не используется хладоагент, его рабочее вещество - вода. Организаторы ежегодной выставки "Парад домов" и Ассоциации домостроителей Денвера говорят - на очереди широкое внедрение новых систем кондиционирования в практику жилищного и промышленного строительства. 
   
   Дополнение 2 ("Горизонт",  14, апрель 2007): 
"В последние два года "The Colorado Clean Tech Initiative" проводит общенациональный конкурс, в котором определяются лучшие технические решения в области возобновляемых источников энергии и защиты окружающей среды.. В 2007 году серебряной награды удостоена компания Coolerado Inc. На рынке США и других стран - кондиционеры, производимые этой фирмой. В их основе - новый термодинамический цикл проф. Валерия Майсоценко ( The Maisotsenko Cycle), разработанный и усовершенствованный в колорадской компании Idalex в эффектном технологическом исполненнии. "Топливо" для кондиционеров - обычная вода, которая работает в тепломассообменном процессе по циклу Майсоценко. Расход энергии в системе - только на работу вентилятора, обеспечивающего движение воздуха из окружающей среды через тепломассообменный аппарат. 
   
   Дополнение 3. ("Горизонт", 2007, 14): 
"В 2004 г. журнал R&D Magazine включил Разработку Idalex/Coolerado в список 100 наилучших технических решений в мире, выпущенных на международный рынок. 
   
   Дополнение 4. ("Горизонт", 2007, 14): 
" В ноябре 2006 г. издатели Environmental Building News and GreenSpec избрали Coolerado Cooler в десятку лучших "зеленых" решений в мире". 
   
   
     
   
***

Валерий Майсоценко и его "безумная" идея... 
(Газета "Горизонт",   27/424, 20 июля 2007, Денвер, США). 
   
То, что сегодня кажется нереальным, безумным, завтра может войти в нашу жизнь как вполне обычное техническое решение, преобразив наши прошлые убеждения и реальную жизнь. Примеров этому не счесть. 
   
Об одной из таких "безумных" идей рассказал недавно в нашем клубе интеллектуалов Валерий Майсоценко, доктор технических наук, профессор, автор около двухсот авторских свидетельств и патентов, в т.ч. и в США. Причем, все они как раз и явились порождением "безумной" идеи Валерия. 
   
Идея Майсоценко о воздухе, как возобновляемом источнике энергии, на первый взгляд, кажется настолько простой и в то же время настолько невероятной, что сразу же вызывает неприятие. Эмоция слушателя объяснима с психологической точки зрения - если я не понимаю, значит, всё это нереально. Хуже, когда те же эмоции и неприятие "безумной" идеи проявляют специалисты. Я уже писал в прошлом году ("Горизонт") о том, сколько пришлось пробиваться и сколько сил, энергии, нервов ушло на то, чтобы, невзирая на все трудности, пробиться со своей идеей нашему земляку В.Майсоценко. 
   
Да, наш земляк организовал в Денвере компании Coolerado Inc. и Idalex (смотрите на интернете coolerado.com и idalex.com) с небольшой группой "замечательных талантливых ребят-американцев". Что же сделал В. Майсоценко? Он... обосновал новый, революционный шаг в термодинамике и на основе своего открытия научился извлекать энергию из...воздуха: "Хочу подчеркнуть, - сказал он,- когда я говорю об энергии воздуха, речь не идет о ветровой энергии. Речь абсолютно о другом потенциале, о т.н. психрометрической энергии". 
   
Открытие Валерия запатентовано в США и других странах под названием "М-цикл" (Цикл Майсоценко, или Maisotsenko Cycle). Все его патенты охватывают широкий диапазон низкотемпературных и энергетических технологий, а также опреснения воды, основанных на принципе М-цикла. На интернете можно найти обширную информацию по этому циклу. 
   
Автор доказал, что, не нарушая законы термодинамики, можно существенно расширить энергоресурс для многих областей техники (кондиционирование, опреснение морской воды и очистка грязной воды до требований питьевой, двигатели автомобилей, электростанции и т.д.). Этот новый для науки и техники испарительно-охлаждающий цикл способен охлаждать любую жидкость или воздух, не используя традиционные методы охлаждения и энергозатрат. При этом не происходит загрязнения окружающей среды, что очень важно. 
   
...Майсоценко демонстрировал собравшимся членам клуба опытный кондиционер, созданный "своими руками" на принципе М-цикла. Все энергозатраты - только на вентилятор. Странно? Все же знают, насколько кондиционеры энергоёмки и сколько приходится платить за расход электричества. Здесь нет мистики. Это, как объясняет изобретатель, работает концепция М-цикла, заложенная в конструкцию аппарата, забирая энергию на охлаждение у того же воздуха, который прогоняется через кондиционер. 
   
Мы услышали от докладчика и о тепловых автомобилях на бензиновом топливе. "Наш М-цикл, вносящий в процесс горения энергию атмосферного воздуха, может достичь большей эффективности, чем она достижима в ныне существующих двигателях". 
   
Кондиционер Coolerado Cooler был удостоен высшей награды ежегодного конкурса "2006 Parade of Homes - The Built Green Colorado Award of Excellence" за энергетическую эффективность и получил второе место в разряде наиболее новаторских решений для дома, который был представлен на этой выставке под названием "Силовой Дом". Для охлаждения дома площадью 1,200 скверофит потребовалось лишь 1200 ватт. В этом охладителе не используется хладоагент (злополучный фреон), его рабочее вещество - вода. Организаторы ежегодной выставки "Парад домов" и Ассоциации домостроителей Денвера говорят - на очереди широкое внедрение новых систем кондиционирования в практику жилищного и промышленного строительства. В ноябре 2006 г. издатели Environmental Building News and GreenSpec избрали Coolerado Cooler в десятку лучших "зеленых" решений в мире". 
   
В апреле газета "Горизонт" писала: "В последние два года The Colorado Clean Tech Initiative проводит общенациональный конкурс, в котором определяются лучшие технические решения в области возобновляемых источников энергии и защиты окружающей среды. В 2007 году серебряной награды удостоена компания Coolerado Inc. На рынке США и других стран - кондиционеры, производимые этой фирмой. В их основе - новый термодинамический цикл проф. Валерия Майсоценко ( The Maisotsenko Cycle), разработанный в колорадской компании Idalex в эффектном технологическом исполненнии". 
   
Национальная Лаборатория Возобновляемой Энергии (NREL- National Renewable Energy Laboratory), ведущая лаборатория США по данной проблеме, рекомендует использовать принцип "Майсоценко Цикл" для охлаждения. Холодильник Coolerado получил федеральное признание через агентства Министерства энергетики в NREL и FEMP. 

Так что "безумная" идея Валерия Майсоценко, воплотившая в жизнь открытый и разработанный им же "Цикл Майсоценко, или М-цикл", получила признание и начала работать реально. "Безумству храбрых поём мы песню"... 
   
   


***
  
Майсоценко-Цикл (Maisostenko Cycle), или талант и стоицизм профессора Валерия Майсоценко 
Газета "Горизонт",   35/528, 18 сентября 2009 г., Денвер, США 
   
Наша газета "Горизонт" неоднократно писала о Валерии Майсоценко, докторе технических наук, профессоре, уже много лет работающего в Денвере по претворению своих, на первый взгляд, фантастических технических идей. У него не просто новые идеи. Его идеи, в какой-то части уже воплощенные в реальные промышленные изделия, начали завоевывать рынки многих стран. Они, эти идеи, сулят революцию в буквальном смысле слова, во многих ведущих отраслях, как, например, в автомобиле-, самолето-, турбиностроении, в конструкциях кондиционеров, в производстве электроэнергии и опреснении морской воды... 
   
Но вся беда в том, что идеи эти даже для большинства специалистов были как бы не от мира сего... И потому они в течение долгих лет встречали полное непонимание, неприятие и даже откровенное противостояние технического и научного мира, а также властей. Майсоценко много лет пробивался к разуму непринявшего его "мира". Он не опускал руки. Он работал, выступал, писал, демонстрировал модели некоторых своих разработок. Ученый люд смотрел, слушал, читал и только пожимал плечами: "Этого не может быть, потому что этого не может быть". И только в последние годы лёд тронулся. 
   
Действие кондиционера, созданного группой В. Майсоценко на основе открытия, получившего имя автора ( Maisotsenko Cycle, или Цикл Майсоценко), наблюдали во время авторских демонстраций очень многие. Он работает, на первый взгляд, по принципу "вечного двигателя". Он работает "сам по себе", ему не нужны фреон, и он потребляет в 10 раз меньше электричества. Это было странное впечатление. Работает, прекрасно холодит, а энергию берет из... окружающего воздуха... Чертовщина какая-то. Многим, даже специалистам, непонятная. 
   
Но... Молодец наш денверчанин-земляк. Не сдался, не опустил руки. Собрал группу таких же энтузиастов. И, выдали "на гора"... 
   
О докторе наук Валерии Майсоценко теперь много пишут, его приглашают на различные выставки и презентации, с которых он привозит призы и награды, о чем также не раз сообщала наша газета. Уверен, пройдет еще какое-то время, и наш земляк будет удостоен Нобелевской премии. Ибо его работы это не просто технические усовершенствования, это, повторяю, открытие, революция, которая перевернет многие ныне чуть ли не аксиомные научные и технические понятия, и изменит многие прикладные отрасли промышленности и их изделия. 
   
В полной мере это оценят наши внуки. Мы ныне не можем представить себе жизнь без интернета, электроники, телевидения, нанотехнологий, самолетов и автомашин. Наши родители этого не знали и воспринимали первые попытки как чудеса фантастики, не имеющие практической пользы. Точно также наши внуки и правнуки будут удивляться, как мы могли жить с такими "грязными", неэффективными, неэкономичными техническими "достижениями". 
   
Хочу предложить русскоязычным читателям нижеуказанную статью денверчанина, признанного в мире специалиста в области тепловых двигателей (в переводе с английского Д. Гениса). У автора статьи, профессора Питера Дженкинса, знание и понимание предмета, потому и очень важны его мнение и деловая попытка еще раз привлечь внимание к идеям и уже реальным наработкам ученого и изобретателя Валерия Майсоценко. Должен также предупредить, статья в популярной форме пытается объяснить очень сложную, важную и перспективную проблему и не является рекламной. 
   
Давид Генис 
   
  


*** 
   
Цикл Майсоценко и преодоление кризиса американской автомобильной индустрии.
Питер И. Дженкинс (Peter E. Jenkins), Ph.D., P.E., профессор механико-инженерного отделения Колорадского университета, Денвер 
   
"Когда я увидел вашу систему впервые, я подумал, что вы пытаетесь нарушить второй закон термодинамики. Я поражен. Ваше изобретение будет широко использовано в различных энергетических и электрических системах для повышения их эффективности". - Д-р Майрон Трайбус (Myron Tribus), известный эксперт по термодинамике и научный консультант президентов Линдона Джонсона и Рональда Рейгана. 
   
Немного об авторе статьи:
Д-р Питер Е. Дженкинс (Dr. Peter E. Jenkins) - является международным авторитетом в области дизельных и автомобильных двигателей, базовой и прикладной термодинамической науки и всех аспектов турбостроения. Его индустриальный опыт включает должность исполнительного вице-президента Корпорации двигателей Америки в Лонг Бич (Long Beach), Калифорния, и старшего инженера по дизайну Морской Сейсмической Инженерной группы приборостроения Техаса (Даллас). Он также служил инженером по дизайну в фирме по проблемам аэронавтики (LTV Vought Aeronautics) в Далласе. О нем можно прочитать на сайте Peter.Jenkins@ucdenver.edu 
   
   
Что думают люди о шестицилиндровом автомобиле, расходующего на 60 миль один галлон без загрязнения окружающей среды и цена которого на несколько тысяч долларов меньше, чем предполагалось? Д-р Майсоценко уверен, что его цикл, на основе которого сконструирован кондиционер, использующий от одной восьмой до одной двенадцатой части электроэнергии в отличие от стандартных, известных кондиционеров, сможет создать и более энергоэффективный двигатель автомобиля, который пройдет 60 миль или больше на галлон бензина. 
   
Профессор Майсоценко, доктор технических наук с Украины, открыл "Цикл Майсоценко (М-цикл, или M-Cycle)". Он окончил Одесский институт холодильной промышленности (Украина) и с 1992 г. живет в Денвере, штат Колорадо. Его М-Цикл значительно снижает расход топлива для производства энергии, холода и дистиллированной воды. Это достигается благодаря использованию энергии из атмосферного воздуха и/или более эффективной утилизации тепла из выхлопных газов. 

М-Цикл и варианты его применения защищены более чем двумя сотнями патентов по всему миру. Это подтверждает не только теоретические возможности, но также и практическое техническое использование. М-Цикл уже представлен на мировом рынке, конкретно, как основа воздушного кондиционера "Coolerado" и множества его модификаций.. 
   
Эти воздушные кондиционеры, в жилищном, коммерческом и индустриальном исполнении, в настоящее время успешно функционируют в Японии, Канаде, Соединенных Штатах, Индии, Мексике, Сингапуре, Италии и Голландии. Воздушный кондиционер "Сoolerado" получил много наград за энергетическую эффективность, экологическую чистоту и элегантность технологического дизайна. Любая холодильная машина при использовании М-Цикла может снизить потребление электроэнергии на 80%. Это было доказано после тщательных испытаний, проведенных Национальной лабораторией возобновляемых источников энергии (NREL) Министерства Энергетики США. С такими рекомендациями колебания некоторых "экспертов" о возможностях эффективности М-Цикла в других областях становятся несостоятельными. 
   
Д-р Майсоценко чувствует, что это только начало долгого пути потребительских изделий, которые могут "пожинать плоды" от его М-Цикла. В течение ряда лет он думал о том, чтобы его изобретение могло улучшить важнейший потребительский продукт - автомобиль. И следующим его шагом стало использование М-Цикла для повышения эффективности и чистоты выбросов автомобиля. 
   
Почти две трети топлива двигателя автомобиля расходуется на отработанное, "отбросное" тепло. В этом причина, почему эффективность стандартных автомобильных двигателей Отто и Дизеля составляют только 30-32%. Даже, начиная с создания двигателя внутреннего сгорания, эта эффективность не изменилась намного. Конечно, было сделано немало усовершенствований, но после многих десятилетий эффективность двигателя автомобиля повысилась только на 3-5%. 
   
М-Цикл может повысить тепловую эффективность автомобильного двигателя по номиналу до 65-75%, в связи с чем уменьшается потребление топлива до 45-55%, в то же время выброс вредных газов в атмосферу снижается в 9-12 раз. 
   
Двигатели внутреннего сгорания (Отто и Дизеля) повышают свою эффективность, благодаря М-Циклу, при повышении содержания водяных паров в воздухе перед их поступлением в камеру сгорания. И это осуществляется более эффективно за счёт тепла выхлопных газов двигателя. Зачем же держаться за современные и малоэффективные технологии, требующие крупных инвестиций и реструктуризации автоиндустрии, когда имеется реальная возможность модернизации существующих автомобилей более быстро и с меньшим капиталом? 
   
Воздушный кондиционер "Сoolerado" функционирует на основе М-Цикла при температурах от 50 до 130 градусов по Фаренгейту (10-55 градусов по Цельсию). В то же время утилизация тепла выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания осуществляется при температурах от 1000 до 1800 градусов по Фаренгейту (540-980 по Цельсию). Но и в этом случае целесообразно применение того же М-Цикла, но с использованием для утилизации этого тепла через М-Рекуператор жароустойчивых материалов. 
   
Устройство, называемое "М-Рекуператор" (M-теплообменник), должно быть выполнено из специальной керамики или твердого сплава, устойчивых к таким высоким температурам. Как показали уже проведенные предварительные исследования, М-Рекуператор всё еще нуждается в его технологической доработке, т.к. в этом аппарате осуществляется сложный тепло- и массообменный процесс между воздухом и выхлопным газом двигателя. 
   
Достижение полного дизайна М-Рекуператора требует высоких технологий, специального оборудования и значительных расходов, особенно для его испытаний. Для таких компаний, как Дженерал Моторс или Крайслер технологическая разработка М-рекуператора потребовала бы не более года. Но для меньших компаний типа Idalex (www.idalex.com) или Coolerado (www.coolerado.com) только создание "Воздушного кондиционера Coolerado" на основе М-Цикла потребовало десятилетие. 
   
Наиболее важной характеристикой для всех тепловых двигателей является термическая эффективность, т.е. какой процент тепловой энергии трансформируется в работу. Например, типичный бензиновый автомобиль использует примерно 25% тепловой эффективности. Второй закон термодинамики ограничивает термическую эффективность двигателя при превращении тепла в работу. Удивительно, что даже идеальный двигатель без трения не может превратить 100% исходного тепла в работу. Цикл Карно представляет максимальную теоретическую величину термической эффективности, достижимой для любого теплового двигателя, но и она не равна 100%. 
   
Однако, термическую эффективность возможно увеличить при снижении температуры отводимого тепла. Для Цикла Карно это окружающая температура наружного воздуха, для М-цикла это т.н. температура росы наружного воздуха, которая всегда ниже. Известно, чем ниже температура отводимого тепла, тем выше эффективность двигателя. Таким образом, с применением М-Цикла эффективность любого теплового двигателя существенно возрастает. Кроме того, этот цикл способен охлаждать любую среду, как например, воздух или воду, ниже температуры влажного термометра и приближаться к температуре точке росы наружного воздуха. 
   
Имеются еще дополнительные преимущества у М-цикла в сравнении с циклом Карно. Например, цикл Карно использует только одну рабочую субстанцию, но М-цикл для производства энергии использует две рабочие субстанции, которые отличаются характеристиками и оптимальны для каждого процесса. Следует еще раз подчеркнуть, что М-цикл использует воздух не только как рабочую субстанцию, но и как источник возобновляемой энергии, что иключительно важно для экономики и охраны окружающей среды. 
   
Для того, чтобы любой тепловой двигатель работал, необходимо осуществить четыре процесса: сжатие (компрессия) воздуха, сгорание топлива со сжатым воздухом, его расширение и затем выброс продуктов горения. М-Цикл способен увеличить плотность воздуха перед его сжатием за счет снижения его температуры, что увеличивает эффективность этого процесса. Одновременно, М-Цикл даёт возможность снизить плотность воздуха перед процессом его расширения вместе с выхлопными газами, что также повышает эффективность процесса расширения. 
   
Снижение плотности воздуха достигается за счет его увлажнения и нагревания в М-Рекуператоре перед его расширением в цилиндре двигателя. Причем, всё это осуществляется в М-Цикле без затрат энергии, а только за счет утилизации тепла выхлопных газов. 
   
Это также позволяет усовершенствовать процесс горения топлива в двигателе, что уменьшает в 8-12 раз выделение вредных загрязнений, как было указано выше. 

М-Цикл является совершенной технологией для утилизации тепла и испарительного охлаждения. Он не требует добавления воды для работы двигателя машины, потому что вода отбирается при конденсации выхлопных газов в М-Рекуператоре. 
   
Как было установлено ранее, М-Цикл утилизирует тепло выхлопных газов и также тепло, которое удаляется из системы охлаждения двигателя. Таким образом, это делает ненужным радиатор, который малоэффективен для отбора тепла двигателя и имеет большие габариты. В жаркую погоду или в горах, когда воздух разрежен, традиционные радиаторы не способны эффективно удалять тепло. Двигатель, работающий с М-рекуператором, фактически действует тем лучше, чем более экстремальна температурная ситуация. 
   
М-Рекуператор может также эффективно применяться для утилизации тепла и в других ситуациях, где тепловая энергия используется для нагревания (жидкостные и газовые печи и нагреватели, отопительные системы, бойлеры, теплообменники, регенераторы) и где производство энергии связано с большим расходом сжигаемого топлива (самолеты, суда и электростанции). 
   
Конечно, все эти сведения, на первый взгляд, вызывают недоверие. Попытки нагревания и увлажнения воздуха и топлива перед их сжиганием и расширением в цилиндрах двигателя машины предпринимались и ранее. Множество различной аппаратуры (преобразователи тепла, увлажнители, теплообменники) было изобретено и использовано, однако каждое из них становилось источником дополнительной потери энергии, что уменьшало эффективность двигателя и повышало его стоимость и размеры. 
   
С помощью М-Цикла через М-рекуператор нагревание, увлажнение, охлаждение и более эффективная утилизация тепла и влаги выхлопных газов происходит в одном аппарате, что дает возможность существенно повысить эффективность любого теплового двигателя. 
   
Попытки привлечь внимание производителей и правительства США к М-Циклу были вначале безуспешными. Министерство энергетики США (DOE), после ознакомления с М-Циклом, постановило, что "М-Цикл не имеет смыcла. Это процесс, который никогда не может быть реализован". Недавно они отказались от этой позиции и признали сенсационную эффективность М-Цикла для холодильной техники. Однако, использование М-Цикла для других отраслей, например, для автомобилестроения, продолжает вызывать с их стороны скептицизм. 
   


Возможно, слова Томаса Эдисона относительно изобретения генератора переменного тока Николы Тесла, подойдут и здесь: "Это невозможно, потому что это не может быть". Подобные аргументы и сегодня свойственны большинству инженеров и бизнесменов. Д-р Майсоценко понимает, что его идеи требуют времени и осмысления обществом. 
   
Искренняя надежда Майсоценко на то, что ему удастся реализовать хотя бы часть своих идей еще при жизни, чтобы увидеть их, воплощенными в более эффективных, экологически чистых и ценодоступных автомобилях и в других областях техники.



© Copyright Генис Давид Ефимович
Обновлено: 28/06/2010



Задайте свои вопросы на нашем форуме  здесь... 
 

Связаться с нами >>>


Статьи::Форум::Информационная Доска::Вентиляция пассивного дома::Партнеры::Видео материалы::Кондиционеры Coolerado::Технология Умный Дом
  
2010 г.  Современные строительные и энергосберегающие технологии 
ЧП "ИМПЕКС МПД"; ООО "Завод инновационного промышленного оборудования"     
Работает на: Amiro CMS